Выпущено Международной гильдией писателей в дар победителю Питчинга в Израиле | 2019 г.
Дина Ратнер
Сюда вернулась душа моя
Повесть
Объём – 166 страниц
Год выпуска – 2020
ISBN 978-3-95772-203-4
Рецензия на книгу «Сюда вернулась душа моя»
Философская книга с глубоким взглядом на историю происхождения еврейского народа, рассказывающая о необычных отношениях главного героя с Богом.
Книга Дины Ратнер «Сюда вернулась душа моя» – философская книга с глубоким взглядом на историю происхождения еврейского народа, рассказывающая о необычных отношениях главного героя с Богом. А ему – главному герою – за 80, он еврей, аутист с древней душой, живущей одновременно в настоящем и прошлом времени. Общению с людьми он предпочитает чтение книг, которые наполняют его скромную жизнь, давая возможность погружаться в историю различных времён и эпох, проживать в них ощущения души и анализировать прожитое посредством философских записей. Семейной жизни он предпочитает омолаживающее душу одиночество и более 25-ти лет живет в Израиле, где русская речь слышится в эмигрантском районе повсюду.
Свою просторную квартиру пожилой философ делит с Давидом из Грузии, так же немолодым человеком, который становится понимающим другом. Давид ухаживает за саженцами особой породы сосны, которую сам вырастил в Грузии, результат его многолетнего труда, и привёз с собой в Израиль. Долгими вечерами друзья общаются и ведут философские беседы о религии. Их диалоги в книге повествуют о различных культурах на стыке времен, о смешении рас и разных взглядах на религию. Книга посредством этих диалогов погружает читателя в историю зарождения еврейского народа, в его культуру и быт, открывая новый взгляд на Библейские сюжеты.
Израиль – единственное место, принадлежащее евреям по праву наследия. Наш герой, подобно путнику, долго бредущему по бездорожью, вдруг увидел источник живой воды, там же он находит и дом для своей души.
25 лет назад его жена с сыном уехали в Америку, а он в Израиль. Тогда для этой семьи представились новые возможности, когда можно было распорядиться своей жизнью по собственному усмотрению. Они выбрали то, что подсказывала им душа, навсегда разойдясь во взглядах на жизнь. Для кого-то цель и карьера в Америке – это результат ценной жизни, а для кого-то философия и книги – это настройка на процесс хорошей жизни. Существуют люди результата и люди процесса, они порой не находят общего языка, даже если они принадлежат к одной семье. На страницах книги наш герой предаётся воспоминаниям, рассказывая романическую история любви своей молодости и грустную историю расставания навсегда.
Он верит в бессмертие души, в воскресение и рождения в новых воплощениях. Прах вернётся в землю, а душа подобия Богу – бессмертна. И на вопрос: «Кто такой еврей?» – он отвечает: «Тот, кто чувствует себя евреем». Просто и чётко, без малейших раздумий. Потому что у евреев не прекращается диалог с Богом, ощущение которого у нашего героя было с детства.
Он очень любит своего внука Арика, который живет в Америке, куда постоянно посылает деньги для его матери. Сам не решается лететь туда и ждёт того дня, когда любимый внук, долгие разговоры с которым по скайпу воодушевляют, прилетит в Израиль. В этом мальчике сосредоточились вся его любовь, несбывшиеся мечты и всё то, что он хотел бы вложить в будущее своей истории и своего рода. Он говорит: «Ощущение, что я живу перед лицом Бога, а потому многое открывается в жизни».
Он помнит свои прошлые воплощения, веря в переселение душ, не исключая того, что в одном из воплощений он был одержимым сторонником вооруженного восстания, а в другом, убедившись на собственном опыте в пагубности войны, – противником насильственных действий.
Память души, живущая в том или ином теле, её ответственность за содеянное, в некотором смысле, определяет поведение человека в следующем воплощении. Поэтому можно уяснить причины и следствия поведения людей. Наш герой легко уживается в разных состояниях: в сомнениях предводителя войны и в сознании медленно угасающего солдата. В этом же воплощении он не может представить себя ни в том, ни в другом образе, здесь он иной, третий, который стоит выше тех состояний и ощущений, над войной и противостоянием.
Пожилой философ мучится бессонницей, переживая за внука, который дорог ему, как никто другой. Когда он слышит сдержанный плач в его голосе, то думает о том, как тяжело нынешнему поколению жить без Бога в сердце, больно ни во что не верить и страдать от депрессии души. Арик всегда звонит ему в моменты отчаяния и юношеской депрессии, его боль связывает их вместе: пожилого мудрого человека и юного, не по годам развитого мальчика. Между ними хоть и много общего, но лежит целая пропасть поколений, разделяя и делая невозможным соединение двух сердец в понимании Божественного.
Отрывок из книги, диалог между дедушкой и внуком, хорошо отражает чувства этой пропасти.
– Зачем человек живёт? – однажды спросил мой мальчик.
Я растерялся и не знал, что ответить, сказал первое, что пришло на ум:
– Чтобы быть счастливым.
– Как быть счастливым?
– Заниматься тем, что тебе интересно. У каждого свои способности, своеобразное видение мира.
– А ты счастлив? – перебил меня внук.
– Да, я делаю то, что хочу, но по-настоящему буду счастлив, когда ты приедешь.
– Значит, любовь к человеку важнее к какому-то делу и всяким умным занятиям?
– Нужно и то и другое. Вот только любовь к человеку не всегда бывает взаимной, а свое дело всегда при тебе.
– Ну да… – в раздумьях проговорил Арик и, как всегда, не прощаясь, положил трубку.