Приступая к разбору книги Ольги Трубы «Ольгины рассказы», следует охарактеризовать ее как цепь последовательных в хронологическом порядке автобиографических очерков. Главной героиней является сама автор данных рассказов. Описывая и погружая читателя в атмосферу 80-х годов прошлого века, Ольга Труба делится ярчайшими мгновениями своей жизни, наполняя рассказы образами, тонко подмеченными и пережитыми.
Личность героини претерпевает трансформацию, связанную с внешними обстоятельствами. Так героиня рассказов переживает периоды детства и юности, этапы взросления и становления, меняется в большей степени под давлением внешних сил, нежели путём внутреннего диалога. Читателю не предлагается критический анализ происходящих событий. Скорее читателю предстоит увидеть мир через восприятие героини, порой очень непосредственной и даже наивной, где личные обстоятельства и сложность тех или иных ситуаций не оцениваются остро, а принимаются с терпением и покорностью.
Основной идей и доминирующей сюжетной линией рассказов являются тоска о прошлом, ностальгия по безвозвратно ушедшему времени, романтическим представлениям описываемой эпохи. Впечатления героини отображены сдержанно, что не в полной мере предоставляет читателю возможность увидеть палитру чувств и красок происшедших событий. В целом же повествование на протяжении книги идет в едином художественном стиле, а немалое количество героев, оказывающихся на жизненном пути рассказчицы, придает оживленности и некоего колорита этим небольшим по объему произведениям. Кстати, автор умело погружает читателя в образы описываемого времени, она искренне передает собственное настроение, мысли и переживания, от чего читатель как бы находится в фокусе атмосферы, проживаемой героиней.
«В детстве мы любили каждый вечер смотреть передачу «Спокойной ночи, малыши!» А ведущий в ней был «дядя Володя»: добрый, умный, замечательный! И… он учился на гидрофаке! Правда, закончил всего три курса, а потом перевелся в институт физкультуры, но это не важно. Важно то, что он – «наш»! Юморной, обаятельный, спортивный, музыкальный, вежливый, незабываемый!»
В рассказах автор поднимает темы эмиграции и материнства, каждая из тем имеет большой смысл и является теми двумя столпами, на которых держится идея книги. В автобиографических очерках Ольга Труба делится в том числе радостью от собственного достижения высшего состояния самопознания, а также обретения материнского счастья. Рассказы Ольги Трубы душевны сами по себе. Наверное, отсюда простота в изложении и отсутствие тяжеловесности в оборотах и многословности в размышлениях персонажей.
«Всё начало происходить очень быстро: перчатки, маски, яркий свет, металлический звук раскладываемого на столике инструмента.
– А что мне нужно делать? – спросила, лёжа на кресле, растерявшаяся Ольга. – Слушай меня и делай то, что я тебе скажу!
Прямо перед собой Ольга увидела огромные овальные черный глаза с закручивающимися наверх длинными ресницами. Сверху них – белоснежная шапочка, под ними – белоснежная маска. В смотровой комнате Ольга даже не успела разглядеть лицо молодой женщины-гинеколога.
– Аааааа! – Мяяяяя! – послышалось вдруг что-то жалобное.
На круглых часах, висящих на стене напротив Ольги, большая стрелка перепрыгнула на «6» : 21:30. Ольга увидела перед собой красное сморщенное личико. Ей показали её первого ребенка».
Автор легко рисует картины происходящего, что безусловно является её заслугой: она рассказывает о золотой поре детства и юности, где сладостные воспоминания о былинных героях прошлых лет проникали в таинство абсолютной мысли, мысли чистой и непорочной, где дети оставались детьми и со свойственной им беспечностью проживали жизнь, а взрослые, утопая в повседневности и заботах, незаметно и с лёгкостью преподносили уроки житейской мудрости, повседневной опытности в сфере семейного и общественного быта.
Поднимая тему эмиграции, автор подтверждает мысль древнеримского поэта Овидия: «Убегая за море, мы меняем небеса, но не душу».
Писательница с осторожностью смотрит и в грядущее будущее, боясь новых разочарований, она не желает очаровываться наскоро. Заменить отжившее новым, претендующим на жизнь, сложно, даже опасно, но, по мнению автора, – это всего лишь благоразумная осторожность, плод тяжёлых опытов из её нелегкой жизни.
Что еще стоит отметить, так это то, что книга написана не столько из желания заинтересовать широкую читательскую аудиторию, сколько из потребности высказаться и описать переживания от прожитых лет, поделиться опытом.