Светлана Романова

Социолог, педагог, сценарист, писатель, член МГП, член Союза педагогов Санкт-Петербурга.

Рецензия на серию книг «Когда я стану императрицей…»

Книга первая
«…ах, какое счастье, когда возле тебя есть большой, сильный мужчина, уверенный в себе, мудрый, спокойный! И привлекательный, надо признаться, очень привлекательный!»
Это цитата из любовного романа Светланы Романовой «Когда я стану императрицей…»
Жанр, выбранный автором, интересен тем, что в центре произведения находятся романтические отношения между двумя людьми и предполагается эмоциональный оптимистический финал. Поджанром обозначено: историческая драма. Слово «историческая» вносит особую струю интереса, так как события произведения разворачиваются на фоне исторических событий с участием реальных исторических личностей.
Первая книга романа называется «Марта Скавронская и король». Главная героиня – Марта Скавронская, будущая жена русского царя Петра I. О происхождении императрицы Екатерины I точных сведений нет, но зато много версий. У Светланы Романовой очень интересное повествование о дочери дипломата Речи Посполитой. «За классически строгой внешностью его старшей дочери таилось горячее, пылкое сердце человека, жадного до жизни, любящего всевозможные приключения». Аристократка, модница, шутница Марта, воспитанная для светской жизни, накануне своей свадьбы с родовитым женихом попадает в руки шведского короля Карла ХII. Много тяжёлых испытаний пришлось пережить этой изящной, благовоспитанной женщине. Судьба сводит её с разными людьми и преподаёт жизненные уроки. В минуты отчаяния она получает ценные наставления опытных людей: «Я вижу огонь в твоих глазах, а пока этот огонь горит, смысл в жизни есть» (пастор Иохим Крюг). Кухарка Кристина говорит потерявшей себя Марте: «Ты должна научиться видеть главное в любой момент своей жизни». Не только для героини романа, но и для читателей сказаны напутственные слова полкового священника отца Иоанна: «Смирение, снисхождение и терпение – самое святое и ценное достояние на земле. Трудолюбие, благочестие, правда, честность – вот, что должно стать для твоей души главными законами».                                                                                                            
История знает примеры, когда ничем не примечательный человек из самых низов общества достигал вершины власти не своими талантами и волей, а силой обстоятельств. Автор романа раскрывает неординарность своей героини. Она умна и открыта к новым знаниям, у неё широкий круг интересов, сильная воля и неиссякаемое жизнелюбие. Интересную характеристику Марте Скавронской даёт Пётр I: «Она всегда оставалась самой собой, какой была – ранимая, мужественная, романтичная, храбрая, любительница поесть и покататься на санях, жизнерадостная и при этом очень внимательная к мелочам…» «Сокровища её сердца казались неисчислимыми, и от этого в его сердце гнездились странная вкрадчивая боль и восхищение, не понятые царём Петром, и от этого ещё более сильные».
В исторической драме, как и положено, много внимания уделено историческим событиям, свидетелями и участниками которых были её герои. «Что останется в истории – только ли великие свершения человека? Но разве менее важны его доброта, бескорыстная помощь людям и вовремя сказанное хорошее, дружеское слово?!» – так рассуждает Марта, очарованная русским царём.
В книге 27 глав. Читая это интересное произведение, погружаешься в эпоху начала 18 века. События, условия жизни, быт, кулинарные рецепты, блюда разных народов, наряды, причёски, манеры и нравы, будни и праздники – всё описано колоритно, со знанием дела.
Изображая сцены из жизни Парижа, Польши, Швеции и России, автор крупным планом показывает именно русский быт и нравы. В уста Марты вложены слова, характеризующие русских людей: «…она уже давно подметила эту необыкновенную черту сильного русского характера – умение в нужных условиях собраться, без стенаний и хныканья, и отдать все свои силы и таланты на благо общего дела». Много таких людей показано в романе. С особой тщательностью и деликатностью писательница представляет образ Петра I в разнообразных видах деятельности, в отношениях с людьми. Князь Головин, отвечая на вопрос царя, почему он поехал с ним в Петербурх, сказал: «Я пошёл за тобой, потому что поверил тебе, потому что ты человек чести и храбрости необычайной. Для тебя слова „любовь к своему государству“, „справедливость“, „ответственность за свой народ“ – не пустые слова. Я с тобой не потому, что ты мне приказал или уговорил, а потому что я разделяю твою благую цель – благоденствие страны нашей». Марту и царя связала «тоненькая золотая ниточка общего дела, заботы, доверия». Общее дело было великое: закладывался и начинал строиться на отвоёванной у шведов территории новый город. В тяжелых условиях Северной войны, непривычного климата, диверсий волей русского царя и его сподвижников была воздвигнута крепость Кроншлот, создан флот…
«Первую победу русских на воде праздновали в Москве целую неделю. Тем временем в столицу пришла весна. Пришла, как радостно входят русские с мороза, яркая, громкая, смешливая, в шумных народных праздниках, в хрустальных брызгах капели, с охапками подснежников, заманчивыми запахами гречишных блинов и горячего парного молока». В одном предложении нарисована яркая картина той московской весны.
«Москва была прекрасна – большие изящные дома, сложенные из фигурного кирпича самого радостного оттенка – белый камень в сочетании с красным, золотые кровли, череда поясов изразцовых карнизов, затейливая каменная резьба, множество икон и колонн… Каменные белые церкви с причудливыми шатрами, башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми колоннами высились вокруг. В воздухе словно бы парил тонкий звук колоколов, будто поддерживаемый потоками света, льющегося с бледно-голубых небес! Яркая, нарядная, говорливая, Москва кипела смехом, песнями, бурлила, как сытный, масляный, наваристый суп…» Такой увидела столицу по воле судьбы попавшая в Россию Марта Скавронская.
По дороге в строящийся Петербурх Марта замечает удивительной красоты русские пейзажи: «Обширные берёзовые леса, ясные и солнечные, тёмные таинственные осинники, пропахшие живительной свежестью, мрачные ельники, бесчисленные голубые речки и озёра, где на воде качаются белоснежные водяные лилии, бескрайние поля, богато залитые золотом пшеницы или серебром льна – восхищали Марту, отнюдь не привыкшую к величественным бескрайним просторам».
Книга Светланы Романовой не только увлекательное чтение, она заставляет о многом задуматься, сопоставить минувший век с нынешним, заражает оптимизмом, верой в неисчерпаемые силы целеустремлённого умного человека. Романтическая история взаимоотношений Марты Скавронской и русского царя учит деликатности, тонкому пониманию души другого человека.
Неожиданным, но очень важным в понимании смысла жизни для меня стал совет Петру I: «Вы должны мечтать, Ваше Величество, несмотря ни на что. Мечты – признак великого человека». Это слова его друга Франца Лефорта, с которым они вместе мечтали о Балтике.
Уверена, у книги «Когда я стану императрицей…» будет много читателей.
С удовольствием приступаю к чтению второй книги романа Светланы Романовой «Москва. Кремль.»

ИСТОРИЯ И ПЕРСОНА

Книжная серия для писателей-членов МГП

Книга вторая
Я имела удовольствие познакомиться с автором книги и хочу поделиться тем, что узнала о создании этого замечательного произведения. Светлана Николаевна Романова рассказала, что историей интересуется с детства. Этому способствовало чтение произведений А. Дюма, М. Дрюона, В. Гюго, Л. Толстого, А. Толстого. Замысел романа о Петре Первом возник ещё во время обучения в Санкт-Петербургском университете, где была богатая историческая библиотека. В работе над романом первые материалы Светлана почерпнула из неё, затем изучала питерские архивы и настольную книгу Н. Павленко «Пётр Первый», а также консультировалась у историков. Над созданием произведения писательница работала 10 лет!
Вторая книга романа состоит из 16 глав. Каждая глава увлекает приключениями, богатством разнообразных картин, историей необычных отношений людей петровской эпохи и, конечно, романтической любовью главных героев повествования. Это историческое произведение рассказывает о войне со шведами, Полтавской битве и Прутском походе. С большим интересом читается описание тогдашней Москвы, экскурсия по царским палатам Кремля. Человек не может быть оторван от времени, событий и места, в каких ему выпало жить. Марта по воле судьбы попадает в Россию, которую она полюбила всем сердцем: «Король Карл, сам того не желая, преподнёс ей в дар великую страну – Русь!.. подарил Марте животворное присутствие великого, мощного, грозного человека, от нежных объятий которого у княжны горела кожа и пылало сердце!»
 Когда читаешь роман об исторических персонах, возникает мысль об идеализации героев романа. Светлана Романова сказала об этом так: «Герои мои, конечно, несколько идеализированы. Но я писала всё-таки художественное произведение. Мне кажется, нам не хватает такого героя в литературе, который сказал бы всем: „Давайте дружить! Строить города, ездить друг к другу с подарками…“ Такой у меня Пётр! Мне нужна была героиня, которая любит своего избранника. В Марте-Катерине наша извечная тоска по настоящей любви. Надеюсь, Марта Скавронская вышла настоящей».
История любви Марты и Петра написана с большим мастерством, знанием психологии и характеров. «Царь Пётр медленно привыкал к Марте, намеренно забывая о ней, словно противясь самому себе и зарождающейся привязанности». Не все поддерживали царя в его незаконной любви. Коварный Меншиков говорил: «Верх глупости и слабости отдать своё сердце женщине…» И только один Головин был убеждён, что «коль любишь, то это навсегда, и никакие традиции, национальности и манеры на чувства не влияют».
Разные взгляды на любовь озвучены в романе. Князь Сергей Разумовский, без памяти влюбившийся в Марту, утверждает, что в семейной жизни любовь не нужна: «Для женщины любить в браке, а тем более получать от плотской любви усладу – баловство, страшный грех!» Постепенно растущее, настоящее глубокое чувство польской княжны Марты и русского царя Петра противопоставлено таким взглядам. Много испытаний пришлось им пережить, пока пришло главное доказательство любви – невозможность жить без любимого человека, страх потерять. «Что ей делать без него? Без его любви?!» «Любимое лицо! В нём одном таились для Марты всё очарование и сила мира!» – мысли Марты. «Ах, Катя, теперь я с ужасом думаю о нашем очередном расставании… только рядом с тобой я понял, что такое счастье! Ты, Катя, одарила меня столь богато, столь щедро, столь горячо, что жить я могу только рядом с тобой, ненаглядная, моя желанная! МОЁ СЧАСТЬЕ!» – слова Петра. Любовь способна творить чудеса, в ней великая созидательная сила. «Только когда я стал чувствовать твою веру в меня, когда осознал опору в твоём сердце, я стал победителем», – признаётся своей возлюбленной царь Пётр Великий.
Накануне венчания с русским царём Марта вспомнила своё состояние перед днём назначенного венчания с князем Василевским: «…как ей было тогда холодно, одиноко, скучно!» Совсем другое ощущение охватило Марту в ночь перед венчанием с любимым человеком: «Венчание! Чудесное, захватывающее, таинственное приключение! Марте казалось, она вся во власти сверкающего, блестящего потока, стремительно летит к своей самой сказочной, роскошной, дивной мечте – быть женой любимого, разделить с ним тяготы и счастье, ночи и дни, долгую муть осенних дождей и кристальную чистоту весеннего ливня!» Отныне они вместе. Марта счастлива, что может быть рядом с любимым, участвовать во всех его делах, оказывать заботу и внимание, «потому что она его жена перед богом и людьми».
Образ Марты поражает силой духа, стойкостью и мужеством перед любыми испытаниями. «Ты – прелестная женщина, ты слишком необычна, чтоб обстоятельства не выбрали тебя выяснить степень твоей стойкости и решимости», – так характеризует жену царь. Ещё в юности княжна Марта дала себе клятву: « Что бы со мной ни случилось, я постараюсь полюбить всё, что станет меня окружать в жизни, даже если окажусь несчастлива в браке! Ибо иначе весь мой мир, все сокровенные тайники моей души злоба иссушит, исковеркает, уничтожит!» Любовь к жизни, активное участие во всём, что происходит вокруг, вера в то, что безвыходных положений не бывает, делают Марту нужной и незаменимой в самых трудных обстоятельствах.
Образ Петра Первого заставляет задуматься о роли правителя в судьбе государства и его народа. Государь огромной страны не только творит настоящее, но думает о будущем: «Пройдёт время, и Русь станет величайшей державой, той самой, к которой я стремлюсь, о которой мечтаю!» Его мучают вопросы: «Какие люди станут населять мою страну? Смогут ли они понять меня?..» Светлана Романова даёт свои ответы на эти вопросы. И каждый читатель сможет найти свой ответ…
Завершает книгу трогательная сцена: «Стоя на низком берегу Днепра, мокрые и восторженные, счастливые русские государь и государыня, Пётр и Екатерина, пылко целовались на пороге новой жизни». Последнее слово в романе: «Идём!» Из истории мы знаем, какой интересный, непредсказуемый и нелёгкий путь им предстоял. О дальнейших приключениях своих литературных героев Светлана Романова написала в продолжении романа – еще две увлекательные книги придут к ценителям жанра исторического любовного романа.
Надежда Фурзенко,
поэт, учитель, журналист, филолог.

История Золушки: путь к Российскому трону

Автор рецензии Ольга Шпакович
История Золушки – самая популярная и любимая история всех времён и народов, история, неизменно будоражащая воображение. Путь со дна жизни к головокружительному успеху, из безвестности – к славе, из нищеты – к богатству… Кто становится избранником госпожи Удачи? И можно ли вывести некую формулу успеха? На эти вопросы вместе с читателем ищет ответы писатель Светлана Романова, обратившись к истории самой популярной Золушки ХVIII столетия, каковой является Марта Скавронская.
Да, в истории России есть немало удивительных страниц, достойных пера романиста. Однако, благодаря неутомимому гению Александра Дюма, мы лучше знаем историю Франции. А нам бы побольше своих талантливых авторов, дерзающих взяться за ответственный жанр исторического романа. Отсюда и пристальный интерес к новинкам в этой области. Состоялся исторический опус или не состоялся?
По прочтении книги «Когда я стану императрицей», охарактеризованной как «Любовный роман/историческая драма», вышедшей в серии «История и персона» Международной гильдии писателей, можно смело сказать – историческая драма состоялась. А читающая публика получила мастера исторической прозы.
Работа над произведениями, переносящими нас в прошлое, требует постоянного обращения к источникам, а фантазия автора ограничивается заданными условиями. Профессионально написанный исторический роман передаёт дух, настроение, колорит описываемого времени, создаёт ощущение полного погружения в эпоху, как если бы читатель перенёсся на машине времени в прошлое. Можно сказать, что Светлане Романовой мастерски удалось и дать полный простор своей фантазии в рамках заданных историей рамок, и предать колорит описываемого времени. В самом деле, что мы знаем о Марте Скавронской? Дошедшие до нас факты скупо повествуют о том, что она – то ли полячка, то ли литовка, была найдена в военном лагере в качестве пленной – то ли наложницы, то ли служанки, была замужем за солдатом или не была, в судьбе её принимал участие некий пастор, у которого она жила то ли служанкой, то ли воспитанницей… Скупые, зачастую противоречивые факты, известные всем. А что стоит за ними? И всё ли тут правда? Очевидно, до историков дошло лишь то, что соизволила открыть про себя сама польская Золушка. В своём романе автор приводит факты, которые опровергают официальную версию. Марта Скавронская – простая необразованная прачка, солдатка? Вряд ли… Вот как рассказывает об этом сама Светлана Романова:
«Марта Скавронская говорила на 4-х языках (французский, английский, немецкий, польский). Не выучила за много лет, а именно сразу говорила! Значит, учила  с детства. Ее сразу после знакомства  с русским царем для  решения  политических вопросов  с иностранцами приглашают на Советы  к Петру! Что она может там сказать министрам и сенаторам, реформаторам, губернаторам? И ведь говорит! Значит, знает что сказать, и подать свою мысль может! Не лепечет жалко ерунду, а говорит понятным грамотным языком, между прочим, ее слушают такие «глыбы», как Ромодановский, Головин (государственный канцлер), Шафиров (Посольский Приказ), Головкин и прочие!
Марта отлично знает основы этикета, моду, псовую охоту, скачет верхом, умеет стрелять, знает, как себя держать на приемах; становится законодательницей мод, отлично танцует все современные танцы! В Петербурге встречает (через два года после знакомства с царем!) иностранные делегации. Ведет светские беседы, иногда переводит царю речи иностранцев! Она сразу же подружилась с царевной Натальей. Рассказывала ей о театрах в Европе! Она подружилась и с царевичем Алексеем – самым образованным человеком своего времени. Они часто ведут интересные богословские беседы. Он даже становится ее крестным отцом. 
Итак: Марта Скавронская – женщина очень образованная; скрывающая свое прошлое (называлась прачкой, да ею и была!); возможно, дочь дипломата (отсюда знание иностранной политики). И, наконец, один странный факт. Жестокие ссоры Петра с Мартой из-за его ревности заканчивались так (многие современники вспоминали) – он свирепел и кричал ей: 
«– Если дальше будете так продолжать, я отдам вас обратно королю шведскому Карлу!
– Нет! – лукаво отвечала Марта. – Не отдадите, потому что вы меня любите! 
– Как ты смеешь меня не бояться?.. – и дальнейшее продолжалось в той комнате, куда люди женатые гостей не пускают. 
Эта тайна так и осталась неразгаданной. При чем тут был король Карл, что связывало Марту Скавронскую со шведом, что именно знал про нее царь Петр…» Историки не знают! Историки могут только предполагать… И вот тут-то и открывается простор для романиста! Поэтому Светлана Романова и даёт волю своей фантазии, предположив, что Марта до своих злоключений была польской княжной, дочерью дипломата. Война лишила её всего и опустила на самое дно жизни. Автор пытается разобраться, как удалось простой военнопленной, наложнице, служанке покорить искушённое сердце русского царя, пройти путь от наложницы – к законному браку и далее – к короне и трону Российскому. Могла ли быть подобная судьба у неумной и безграмотной крестьянки, каковой нам преподносит Марту Скавронскую история? Или всё-таки под маской скромной прачки скрывалась истинная дочь дипломата, получившая европейское образование и изысканное воспитание, знавшая и придворный этикет, и придворные политесы?..
В своём романе автор использует много романтических приёмов, придающих особый таинственный ореол исторической драме. Так, роман начинается со сцены у гадалки, которая и напророчила юной Марте необыкновенное будущее: «…И чем дольше она вещала, тем бледнее становились лица посетительниц.
– Если ты не обвенчаешься с гетманом, прекрасная пани, ты ринешься в самый ад, когда каждый час, каждую минуту жизни станешь униженно просить себе забвения. Восстав, ты вкусишь любовь единственного человека на земле, предназначенного для тебя. Он долгие годы ждет тебя, печалясь о тебе, призывая тебя в самых нескромных своих мечтах. Его ты станешь любить до самозабвения, до преклонения, до самого чрева. Если ты останешься с ним, он станет целовать тебе руки, боготворить, благоговеть перед тобой… ты встретишь настоящую любовь, и я еще услышу о тебе. Все, вольно или невольно, услышат о тебе и уже никогда, во веки веков, не забудут» (1 книга, стр. 8)».
И далее: она пробирается в чужой одежде в Мариенбург к пастору Крюгу, где выдаёт себя за жену его сына… А по пути спасает жизнь князю Борису Петровичу Шереметеву, с которым останавливается в одном трактире и узнаёт, что вельможе грозит опасность. Впоследствии именно это мимолётное знакомство позволяет ей в лагере русских, встретивших её враждебно, получить его покровительство…
Светлана Романова прослеживает отрезок жизни Марты Скавронской от её падения, плена, нищеты и далее, до встречи с государем Петром Великим, скрупулёзно развёртывая перед читателем психологическую картину зарождения отношений, привязанности и уважения и потом уже той большой любви, благодаря которой прачка Марта была вознесена на Российский трон. Чем могла заслужить столь великую любовь незаурядного человека эта женщина? Только ли красивым лицом? Нет. Автор показывает развитие отношений Царя и служанки на протяжении нескольких лет. Поначалу он едва замечает её. Она для него – одна из десятка иностранок, прибившихся к русским в результате перипетий войны. Отношение к ней меняется за время первой суровой зимы в новорождённом Санкт-Петербурге, когда Марта своим мужеством, находчивостью, преданностью новой родине обращает на себя внимание императора и вызывает в нём невольное уважение. Именно заинтересованность в том, чтобы быть полезной, желание стать настоящим другом государю и явилось тем, что сблизило их:
 «Марта широко раскрытыми глазами глядела на царя Петра, почти физически ощущая, как между ними пролегает тоненькая золотая ниточка общего дела, заботы, доверия! И это пленительное редкое ощущение единения душ оказалось восхитительным, настолько захватывающим, что хотелось еще и еще говорить с царем Петром, смеяться, не отводить глаз от близкого и дорогого лица!» (1 книга, стр. 479).
Параллельно автор погружает читателя в атмосферу будущей Северной столицы первых её дней, месяцев. Перед взором читателя происходит закладка Летнего сада, строительство кораблей в Адмиралтействе, возведение города от чертежей гениального Трезини до первых зданий, возникающих в лесах и болотах неприветливого северного края. Жизнь первых поселенцев проходит не только в элементарной битве за жизнь среди наводнений, трескучих морозов и наступающего на молодое поселение леса, но и в отстаивании строящейся крепости от врагов, разоблачение шпионов и диверсантов, которые плетут хитроумные интриги. И здесь автор украшает повествование пикантными сюжетными ответвлениями: так, прекрасная замужняя дворянка, ставшая предметом ухаживаний самого Светлейшего князя Александра Меньшикова, оказывается… шведским шпионом, переодетым в женское платье и соблазнившим юного наивного клирика, который, поддавшись чарам мнимой прелестницы, взрывает пороховой склад… Такие сюжетные линии как элемент романтического и авантюрного романа придают исторической драме особый флёр.
Автор передаёт колорит той далёкой эпохи благодаря множеству деталей, наполняющих форму исторического романа содержанием. Это и описание моды того времени, и предметов быта, и традиционной кухни: «…Мария удивленно качала головой, а проворные руки ее, руки настоящей опытной хозяйки, все в мелких веснушках и трещинках, наливали им обеим вкуснейшей рыбной ухи, заботливо положили на тарелки по хорошему куску ароматного, под золотисто-коричневой корочкой, жареного окуня. Марта ела, обжигаясь, раскрасневшаяся, молодая, здоровая, вдруг обретшая уверенность в себе и жадное желание жить. Как же хорошо было ей в Санкт-Петербурхе! Здесь, слава богу, никого не интересовало, откуда она и кто такая, она была просто одной из жительниц, из тех, с кем вместе держали оборону от пушек шведов, с кем рядом жили под струями ледяного дождя, снега, града, под сизым брюхом насмешливых туч, неуклонно приползавших с запада и востока» (1 книга, стр. 554-555).
Однако не только описания блюд, предметов быта и фасонов нарядов удаются автору. Не менее ярко и ёмко писательница описывает батальные сцены: «Тут русская кавалерия, в соответствии с приказом, отступила, и ее преследователи, с криками ярости бросившись за кавалеристами, неожиданно оказались перед редутами. Пушки с укреплений стали стрелять непрерывно. Ложбины между холмами моментально заволокло дымными облаками, сквозь которые лишь мутно проступали серо-синие плотные массы пехоты противника, попавшие под перекрестный огонь. Залпы орудий выкашивали батальон за батальоном и некуда было спрятаться от летящей во все стороны стальной картечной смерти. Шведская армия, не решаясь штурмовать мощные укрепления русских, обтекала их, наступала вслед стремительно уходящей коннице. Шум битвы грохотал так, что закладывало уши. Утреннее солнце нечетко виднелось сквозь пороховой дым» (2 книга, стр. 131).
Многие исторические персоны предстают перед читателями как обычные люди, они как бы сходят со своих пьедесталов, на которых застыли в бронзе для нас, своих далёких потомков, потеряв свои человеческие черты. Вот, например, деталь к образу князя Меньшикова: «Меншиков гордо подкручивал усы и все норовил выудить из блюд кусок мяса покрупнее, самодовольно считая, что сегодня ему все позволено» (1 книга, стр.151).
И, конечно, центральное место в романе занимает образ Петра Великого, который представлен обычным человеком, которому может быть грустно, одиноко, которого могут одолевать сомнения. Царь показан и в роскошных дворцовых залах, затянутый в парадный чёрный камзол, и в домашней обстановке: «В простой рубахе, заправленной в штаны кюлот, в ботфортах, с разметавшимися черными кудрями царь выглядел капитаном на борту корабля, когда, прищурив глаза, размышлял над своими картами. Белый лист будил воображение царя, потрясал обилием возможностей, и легко лились мысли, производились расчеты, разрабатывался новый морской устав, рождались гордые заповеди моряков: „Врагов не считают – их бьют“ или „Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах“» (1 книга, стр. 487).       
В романе образ Петра Великого становится зримым, более человечным и понятным. Мы узнаём, что Государь умеет и любит петь, его любимое кушанье – гречневая каша, и, занятый государственными заботами, он всегда найдёт время сыграть в шахматы с сыном, Алексеем, и подурачиться с дочкой Аннушкой. Он непритязателен в одежде, не брезгует отведать каши с простыми солдатами, а его руки покрыты мозолями от постоянного обращения с плотницкими и столярными инструментами. В молодом, ещё не приспособленном для жизни Петербурге он наравне со всеми, бок о бок с простыми гражданами будущей столицы, несёт все тяготы бытовой неустроенности, болезней и голода.
Среди авторских приёмов можно также отметить отсутствие традиционных для жанра романа кульминации и развязки, так как финал остаётся открытым – точка не поставлена, но при этом обилие мини-кульминаций задают динамику произведению, придают ему разнообразие и поддерживают постоянный интерес. От плохого – к хорошему, от хорошего – к плохому… А разве не вся наша жизнь – цепь сменяющихся полос, тёмных и белых? А потому то, что у романа нет ярко выраженного финала, вполне логично – жизнь продолжается. Автор пожелала закончить повествование на том периоде жизни будущей императрицы, когда она ещё только повенчалась с Государем Российским, только родила ему двух дочерей. И, возможно, автор ещё побалует нас, читателей, продолжением удивительной истории Золушки, которая стала Императрицей…
Обсуждение закрыто