Рецензия на книгу «В рифму. Новая тетрадь 2016-2018»
Антье Зонних
Антье Зонних
Прекрасный лирический сборник стихов Ларисы Таракановой «В РИФМУ. Новая тетрадь 2016-2018», открывает в себе невероятную рифму философских мыслей, которые поднимают сознание на новый уровень.
Это лирика не грусти и не страдания, это лирика созидания. И начинается она с простых стихотворений о живом, насущном, о природе, о том, что нам так знакомо.
Сборник открывают стихи, связанные между собой невидимой нитью бытия. «Звездопад. Яблочный Спас», «В пути», «Ева» и «Адам». Каждый читающий отыщет в них связь, которая прочна как вековой камень нашей жизни. Тонкая ирония только придаёт изюминку этой серии стихов.
Покуда яблоко грызя,
Читаю звездные миры,
Моя волшебная стезя
Беззвучно катится с горы.
Дальше стихи постепенно набирают лирические обороты, где мы встречаем пронзительную глубину, воплотившуюся в героях.
Простая уборщица, которая приходит убираться за 15 евро в квартиру и проникается жизнью хозяина через его вещи, рассказывающие чем и как он живёт. Одессит в зелёном пальто, кажущийся чудаком, но при этом он имеет самое большое сердце, вмещающее всю женскую любовь. Четыреста братьев, которые делят мир, понимая, что самому младшему из них ничего не нужно, он самодостаточен. Калмычка, тоскующая по своей родине, впитавшая с молоком матери и козы всю прелесть степных мест. Отец, строящий замок из песка для сына, не может объяснить, почему море его разрушает.
Все эти люди, описанные в стихах Ларисы, – это наши прототипы, помещённые в сборник гротеском. В них показаны жизненные отношения с помощью причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического мира. Это прекрасно, потому что такой взгляд на мир способен перевернуть сознание.
Вот это стихотворение, пожалуй, очень цепляет – «Ахматова». Вместе с автором оно погружает нас в видение, где поэтесса стоит у окна.
Сегодня в сумерках, во сне,
В пальто из чёрного сукна
Пришла Ахматова ко мне
И тихо встала у окна.
А сравнение с майским цветком, благоухающим и открывающим лето, вызывает трепет души. Разве это не прекрасно такое сравнение?
Скажите, Анна, вы – сирень?
Под ливнем бьётся ваша тень,
Звенит и рвётся от Невы
К заборам утренней Москвы.
В ответ великая поэтесса отвечает другой, подарившей нам эти строки:
Покуда строчки говорят,
Перекликаются, горят –
Молчит величественный лик
В моей сокровищнице книг.
Несомненно, это возвышенное общение стихами двух женщин, которые реализовали себя через свои книги, рождённые в прекрасной любовной лирике между ними.
А вот стихотворение «Скульптор» трогает своим романтизмом, перенося в другую эпоху.
Он женщин делает из глины,
И романтической Луны:
Все их округлости и длины
Её сиянием полны.
Читая эти строки, перед глазами появляется образ Мастера Тильмана Рименшнейдера, величайшего немецкого скульптора, который увековечил своих жён в скульптурах, сделанных им для Алтарей. Он подносил Господу красоту любивших его женщин, получая взамен Благословение.
За каждой стихотворной историей стоит своя жизнь, рассказанная так, чтобы оставить свой след в сердце читателя.
В стихотворении «Море» показана молодость, такая прекрасная, с её энтузиазмом и интересом к жизни. Легко переносимся в то время, понимая, какими мы были.
На нашей веранде бывает тесно,
От мокрых купальников влажно,
Но если в руке полыхает вино –
Всё это не так уже важно.
А важно, что нам по семнадцати лет,
И мы не сдадимся без боя,
И каждый готов ослепительный след
Оставить на кромке прибоя.
Великолепная рифма от начала и до конца, выверенная словно свободно льющаяся песня. Это стихотворение можно петь, особенно на море, возвратившись в юную непосредственность.
Ещё одно стихотворение потрясает своей глубиной, начинается оно так:
Когда мне было 18 лет,
Я надевала юбку до колен,
И затевала свой оставить след
В календаре всемирных перемен.
О том, как женщина меняется с годами: в 30 лет её ждёт семья, дети, заботы.
Но в тридцать лет мне стало нелегко,
В семейный круг рванувшись очертя,
Поднаторела… делать молоко
Для воспитанья крепкого дитя.
Дальше стихотворение рассказывает о том, что чувствует героиня в сорок лет, затем в пятьдесят, шестьдесят. Каждый столбик наращивает свои годы, рассказывая, что претерпевает душа героини. В конце концов она понимает, что все не случайно, и все испытания смогла пройти достойно.
Я помышляю вновь оставить след,
В календаре всемирных перемен.
Это своеобразное послание для женщин, зарифмованная жизнь от 18 до более поздних лет, чтобы понять суть женского рождения и данности.
И, конечно, цепляют вот эти строки:
Мальчик и девочка дружно ломают лепёшку,
Утки слетаются с двух берегов на кормёжку,
Справа Германия, Польша по левую руку.
Утки летят, доверяя знакомому звуку.
Две половины делят по полам, принимая своё равноправие. Двое стоят где-то на берегу своей страны, где Германия и Польша объединяют их в союз. Мир во всём мире.
Нам всё равно у какого обедать причала,
Лишь бы холодных штыков над водой не торчало.