Надежда Фурзенко
«Если бы не боль в груди, которая была больше всего на свете, Ольга бы не сомневалась насчёт любви, про которую думала, что её не существует и в помине! Но сейчас было так плохо, так тяжко и горько, что впервые закралась догадка о любви бескорыстной. Любви не ради денег или квартиры, а любви просто так. Вернее, только за то, что человек существует…» Героиня рассказа «Встреча в парке», узнав о смерти своего одноклассника-инвалида, впервые в жизни почувствовала свою душу, «прямо-таки физически ощутила, как нечто тонкое сидит в ней и тоненько плачет, в то время как Ольга не может выдавить из себя ни слезинки».
Я начала свой отзыв с цитирования неслучайно. Именно эти строки содержат общий для всех рассказов Веры Сытник лейтмотив. Причина несчастливой и неудавшейся жизни многих героев в их бездуховности. Герой рассказа «Октябрьский поцелуй», вспоминая свою сорокалетнюю жизнь, признаётся: «Все женские лица слились в одну размалёванную физиономию, нагло смеющуюся над моими попытками вспомнить хотя бы одну, расставание с которой принесло бы огорчение. Нет! Всегда только радость освобождения от чего-то липкого, противного, искусственного». Невольно вспомнился лермонтовский Печорин – у него в романе есть подобное признание. Бунинский эпиграф о том, что хорошо только короткое счастье, удачно обыгран в содержании рассказа. Хотя само утверждение можно и оспорить. Это зависит от личного опыта читателя и его взглядов на жизнь.
Технолога пищевого производства Мигунова из рассказа «Творческая струна» «тошнит от одного вида картин чужой жизни. Нищенской, омерзительной в своей безысходной откровенности». Его тошнит и от вида жены, которая «сама доброта»: «всем поможет, обогреет, накормит и успокоит». Уже этого достаточно, чтобы получить представление о нравственных устоях технолога, который вдруг обнаружил у себя талант художника. Всю историю можно будет узнать, прочитав этот рассказ.
О многом заставляет задуматься рассказ «Нищий». Увы, и в наш век нищие – явление далеко не редкое. Вот какой вывод родился у рассказчицы: «Ведь очевидно: это не нищий воняет. Воняют души обезбоженного российского народа, нищего духом и любовью к ближнему… Смердит всеобщая народная душа России… Такое впечатление, что все принюхались и не слышат греховного зловония своих душ».
Рассказ «Любовь с изъяном» с тривиальным сюжетом измены раскрывает тонкую материю чувств. Легкомыслие героя рассказа, его неверное представление о настоящей любви приводят к трагедии и позднему прозрению: «Впервые в жизни он так остро, так жгуче-остро ощущал свою душу». Мало верится, что слёзы, которые пролились из глаз Степана, спасут его и принесут слабую надежду… Какую надежду? Что Ольга его простит? Или он начнёт жить по-новому, с ощущением души? На эти вопросы нет ответов, но история, рассказанная автором, поучительна.
Хочется отметить мастерство писательницы в описании пейзажа. Пейзаж не только место происходящих событий, он участвует в судьбе парня в рассказе «Овраг». «Овраг внушал мне ужас, а потому притягивал меня», – так начинается это повествование. В момент тяжелого жизненного удара от крушения надежды и утраты любимой девушки только овраг помог ему отвлечься и найти забвение. С грустью читаешь заключительные строки рассказа: «Овраг затмил для меня всё: и наше селенье, и горы, и потребность общения с людьми. Он примирил меня с прошлым и научил не думать о будущем, а если и думать, то в мрачных тонах, что меня вполне устраивает. Такому меланхолику, как я, только и остаётся, что искать своё счастье в ожидании вечности». Здоровый молодой человек нашёл для себя утешение в овраге?.. Это ли не духовная смерть?
Пейзажные зарисовки в рассказе «Ссора» отражают настроение семейной пары. Вначале жизнерадостное восприятие красоты природы по дороге к морю: «Сели в поезд да так и очумели от радости: за окном проплывали леса, перелески, потом начались степи. Повсюду мелькали цветы, преимущественно маки…» Некрасивое поведение Кати совпадает с описанием бушующего дождя. Изменение в отношениях происходит на фоне такого пейзажа: «Вовсю пели птицы. Парк выглядел так, будто его протёрли влажной тряпкой. Каждый листочек протёрли, каждую травинку. Природа дышала легко и свободно…» Когда всегда молчавший муж Дима назвал Катю обидными словами, в этот момент налетел ветер, качнул ветки деревьев, под которыми они стояли. Сверху на них обрушились капли дождевой воды. Катю этот короткий водопад отрезвил, но ненадолго… Оставшись в одиночестве, жена ощутила, что «мир померк».
Сборник рассказов Веры Сытник назван «Очередь за счастьем». В рассказе с таким названием описана жизнь девушки Тани. Несчастья в жизни привели её к состоянию, когда ничего не хочется делать. «В форточку через дырки в марле полетели комары. Скоро закончится лето, а Таня не удосужилась заменить старую марлю на новую. Пусть летят, пусть жрут. У Тани вся жизнь, как эта марля, – в дырках». Девушку мучат мысли о своей жизни. Марлю на окне можно сменить, «а вот как заменить неудавшуюся жизнь на новую, счастливую?» По совету подруги девушки отправились к морю. Движение по мосту вызвало восторг и изменило внутреннее состояние безвольного течения по жизни. «Она никогда не знала, что такое цель и зачем вообще она нужна. Плыла по течению, не задумываясь, куда и зачем плывёт. Мост вдруг открыл перед ней перспективу. Таня вспомнила слова бабушки: «Когда что-то делаешь, не оглядывайся назад, иначе не сделаешь дело. Гляди только вперёд». Таня поняла, что мечты снова вернулись к ней. Этот рассказ, в отличие от других, с оптимистической развязкой.
В сборнике прослеживается авторский взгляд на то, что причина бездуховности в безбожии. Так в финале рассказа «Встреча в парке» Ольга «видела купола не раз, слышала звон колокольный, а в церкви ни разу не бывала. Не тянуло. А сейчас случилось чудное, странное… Потянуло к тем куполам! Да так сильно, что Ольга не раздумывая побежала вверх по улице, торопясь, будто зная, что там, в церкви её кто-то ждёт. Ждёт, точно зная, что дождётся».
Хочется верить, что читатель по достоинству оценит критический взгляд автора на российскую действительность. Особенно ярко и выразительно об этом сказано в рассказе «Встреча в метро». И хочется верить, что чтение этой книги пойдёт во благо читателю.
Надежда Фурзенко,
поэт, учитель, журналист, филолог.